МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Древнее оленеводство на Ямале: сравнительное исследование.

Р. Лозей, Т. Намоконова.

Университет Альберты, Канада

Университет Британской Колумбии, Канада

ДРЕВНЕЕ ОЛЕНЕВОДСТВО НА ЯМАЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

               Давняя история одомашнивания северных оленей до сих пор остается слабо изученной. Некоторые ученые, основываясь на этнографических и лингвистических данных, полагают, что домашние олени впервые появились на Саяно-Алтае и в Забайкалье [Laufer, 1917; Помишин, 1990; Василевич и Левин, 1951; Vainshtein, 1980]. Первыми археологическими свидетельствами в поддержку этой точки зрения были наскальные изображения и изваяния, на которых олени представляются оседланными или в упряжи [Адрианов, 1888, 1904; Кызласов, 1952, 1955]. В китайских текстах 499 г. н.э. содержатся упоминания о том, что оленей держали в хозяйстве наряду с лошадьми и быками, и что оленей доили и использовали как тягловых животных, при этом неизвестно, где именно были сделаны эти наблюдения  [Laufer, 1917]. Территории Сибирской Арктики также связывались с приручением северного оленя  [Крупник, 1993; Богораз, 1933; Федорова, 2000; Гусев, 2014]. В северной Европе исследователи отмечают постепенный переход к оленеводству в  регионе, имея ввиду усиление зависимости от оленеводства как основы жизнеобеспечения, примерно в 800 - 1000 гг. н.э. [Aronsson, 1991; Storli, 1993, 1996], в то же время, есть мнение, что это произошло только  в 1500 -1600 гг. н.э. [Mulk, 1994; Hansen and Olsen, 2004; Sommerseth, 2011]. Доказательство обоих сценариев подразумевает получение археологических свидетельств появления новых форм поселений и пространственной организации стоянок [Storli, 1996; Anderson, 2011]. Анализ мтДНК из костей оленя, найденных на археологических памятниках северной Скандинавии, показывает, что гаплогруппы современного одомашненного оленя появляются примерно в 1400-1600 гг. н.э. [Bjørnstad et al., 2012]. Эти гаплогруппы отсутствуют в популяциях диких оленей и их географическое происхождение неизвестно. Самые ранние письменные свидетельства о ручных или одомашненных оленях в этом регионе относятся к 890 г. н.э. [Batley and Englert, 2007].

               Многочисленные археологические памятники Ямала последних примерно 2000 лет в Сибирской Арктике также могут содержать свидетельства существования оленеводства. Наиболее убедительными из них являются Г-образные изделия из рога, напоминающие части оголовья оленьей упряжи, используемой современными ямальскими оленеводами. Мы проводили систематическое сопоставление этих археологических находок с этнографическими образцами оленьей упряжи из нескольких музейных коллекций. Такое сравнение показывает, что археологические образцы соответствуют по размеру и форме деталям этнографических образцов упряжи. При этом, на многих из археологических образцов имелись небольшие выступы по краю, которые могли бы опираться на лоб оленя. Археологические образцы также несколько менее прочные, чем современные детали упряжи. Мы полагаем, что эти изделия применялись как часть оленей упряжи уже, как минимум, 2000 лет назад, но способ их использования несколько отличался от современной практики. 

 

  1. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. // Зап. Имп.  РГО  по общей географии. – 1888. – Т. II. – С. 149-422.
  2. Адрианов А.В.  Предварительные сведения о собрании писаниц в Минусинском крае летом 1904 г. // Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. – 1904. – № 4.
  3. Андерсон О. Оленеводческие культуры в северном Нордланде, Норвегия: Методы документирования следов присутствия оленеводов в ландшафте и датирования возникновения оленеводства // Quaternary International. – 2011. – № 2(38). – С. 63-75.
  4. Аронссон К.А. Лесное оленеводство н.э. 1 – 1800 гг. // Archaeology and Environment 10. Umeå: Institute of Archaeology, University of Tromsø, 1991. – 125 p.
  5. Бэтли Дж., Энглерт А. (ред.) Путешествия Оттара: Рассказ о путешествии конца IX века вдоль побережья Норвегии и Дании и его культурном контексте // Roskilde: The Viking Ship Museum. – 2007. – 216 с.
  6. Бьёрнстад Г., Флагстад О., Хуфтхаммер А.К., Рёд К.Х. Древняя ДНК указывает на наличие существенных генетических изменений при переходе от охоты к оленеводству в северной Скандинавии // Journal of Archeological Science. – 2012. – № 39. – С. 102-108.
  7. Богораз В.Г. Оленеводство. Возникновение, развитие, перспективы // Труды лаборатории генетики. – Л.: АН, 1933. – Вып. I. – С. 219-251.
  8. Федорова Н.В. Олени, собака, кулайский феномен и легенда о сихиртя // Древности Ямала / Ред.: А.В.  Головнев. – Екатеринбург; Салехард УрО РАН, 2000. – С. 54-66.
  9. Гусев А.В. Комплекс предметов, связанных с оленеводством, по материалам святилища Усть-Полуй (Нижнее Приобье) // Уральский исторический вестник. – 2014. – № 2(43). – С. 53-62.
  10. Хансен Л.И. и Олсен Б. История саамов до 1750 г. // Oslo: Cappelen akademiske forlag. 2004. – 427 p.
  11. Крупник И. Арктические адаптации: коренные китобои и оленеводы Северной Евразии  // Hanover: University Press of New England. – 1993. – 355 p.
  12. Кызласов Л.Р. Древнейшее свидетельство об оленеводстве // СЭ. – 1952. – № 2. – С. 39-49.
  13. Кызласов Л.Р. Сырский чаа-тас // СА. – 1955. – № 24. – С. 197-256.
  14. Лауфер Б. Северные олени и их приручение. // Memoirs of the American Anthropological. – 1917. – № 4(2). – С. 91-147.
  15. Mulk I.-M. Sirkas- ett samiskt fångstsamhälle i förändring Kr.f.-1600 e.Kr. Studia archaeological universitatis Umensis 6. Umeå: Arkeologiska institutionen, Umeå universitet. 1994. – 305 с.
  16. Помишин С.Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. – М.: Наука, 1990. – 141 с.
  17. Сомерсет И. Археология и споры о переходе от охоты к оленеводству // Rangifer.  2011. – № 31. – С. 111-127.
  18. Сторли И. Саамское оленеводство эпохи викингов – или переосмысление "парадигмы пушного промысла" // Norwegian  Archaeological  Review. – 1993. – № 26(1), – С. 1-48.
  19. Сторли И. Об историографии саамского оленеводства // Acta Borealia, – 1996. – №13(1). – С. 81-115.
  20. Вайнштейн С. И. Кочевники южной Сибири: животноводческие экономики Тувы // Cambridge: Cambridge University Press, 1980. –289 p.
  21. Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // СЭ. – 1951. – №1. – С. 63-87.

Электронные версии печатных документов

(скачать)