МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Птицевидный идол на керамике эпохи энеолита (территория Западносибирского Заполярья).

О.С. Тупахина

ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Салехард

(olga-tupakhina@yandex.ru)

ПТИЦЕВИДНЫЙ ИДОЛ НА КЕРАМИКЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА (ТЕРРИТОРИЯ ЗАПАДНОСИБИСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ)

 

Скульптурные изображения на керамике поселения эпохи энеолита Горный Самотнел-1, в отличие от других известных памятников Западной Сибири эпохи неолита-бронзы, не являются редкостью. Известны многочисленные объемные изображения пушного зверя, совы, водоплавающих птиц и куропаток, медведя, лося, единично волка и тюленя [Тупахина, 2012. С. 161-165; 2016. С. 204-211]. Отдельную серию представляют изображения человека в виде личин или в одном случае фигурки, обхватывающей руками ладьевидный сосуд. Изображения легко узнаваемы и реалистичны, за исключением сильно редуцированных, выполнены в стиле горельефа. Особый интерес в связи с этим представляет фрагмент венчика сосуда с изображением барельефной фигуры мифического существа, так называемого птицевидного идола. Массивное туловище фигуры венчает подобие головы. Руки вытянуты горизонтально и согнуты в локтевых сгибах по направлению вниз. Образовавшееся пространство между руками и туловищем орнаментировано мелкими полукруглыми оттисками штампа с острым рабочим краем. Можно предположить, что таким образом изображались перья птицы. Нижняя часть фигурки обломана, справа сохранился лишь небольшой фрагмент ноги. Высота сохранившейся части скульптуры – 5,6 см, ширина – 5,2 см, высота от стенки сосуда – 0,4 см. Скульптура на сосуде, очевидно, была не единственной, логично предположить наличие подобных изображений по окружности венчика.

Сам факт обнаружения уникального образа, относящегося к эпохе энеолита (конец IV-III тыс. до н.э.) в Западносибирском Заполярье порождает множество вопросов. В Западной Сибири подобные изображения в бронзовых и железных отливках характерны для более поздних эпох – раннежелезного века и средневековья. В.Н. Чернецов, анализируя древние наскальные изображения Урала, обратил внимание на рисунки птиц в геральдической позе, сходной с позой птицевидных бронзовых идолов [Чернецов, 1971. С. 79]. Силуэтное сходство в отливках выявлено на памятниках иткульской культуры горно-лесного Зауралья [Викторова, 2002. С. 90. Рис. 1]. К подобным также можно отнести графические изображения двурогих антропоморфных существ на уральских писаницах [Широков, Чаиркин, 2011. С. 134. Рис. 106] и на керамике аятской культуры, датируемых эпохой энеолита-бронзы (III- II тыс. до н.э.) [Там же. С. 130. Рис. 101]. На изделиях более ранних эпох с сопредельных территорий, население которых могло принимать участие в формировании культуры жителей Горного Самотнела, подобных изображений не известно. Таким образом, предварительно можно считать появление птицевидного идола на керамике энеолитического поселения в Западносибирском Заполярье местной традицией.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Викторова В.Д. Почему на птицевидных изображениях появились личины // Уральский исторический вестник. 2002. – № 8.  – С. 74-92.

Тупахина О.С. Глиняная пластика поселения Горный Самотнел-1 // Археология Арктики. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию открытия памятника археологии «Древнее святилище Усть-Полуй». Доклады. г. Салехард, 27-30 ноября 2012 г. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая пресса», 2012. – С. 161-165.

Тупахина О.С. Образы птиц на керамической посуде эпохи энеолита Севера Западной Сибири(по материалам поселения Горный Самотнел-1) // Археология Арктики. – Калининград: Изд. дом «РОС-ДОАФК», 2016. – Вып. 3. – С. 204-211.

Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. – М.: Наука, 1971. – 148 с.

Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. – Екатеринбург: 2011. – 182 с.

Электронные версии печатных документов

(скачать)