МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Селькупы Верхнего Таза: археологические и этноархеологические перспективы исследования.

О.Е. Пошехонова1, С.В. Берлина2, Х. Пицонка3, В. Кирлайс4, С. Лоренц5, Ж.В. Марченко6, А.А. Рудь7

1,2Институт проблем освоения Севера СО РАН, Тюмень (1poshehonova.olg@gmail.com; 2svb82@mail.ru) 3,4Кильский университет, Киль, Германия (3hpiezonka@ufg.uni-kiel.de;4wiebke.kirleis@ufg.uni-kiel.de) 5Институт географии и геологии, Грайфсвальдский Университет, Грайфсвальд, Германия (sebastian.lorenz@uni-greifswald.de) 6Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск (afrika_77@mail.ru) 7МАУ СР ИКНПЦ «Барсова гора», Сургут (raa@bk.ru)

 

СЕЛЬКУПЫ ВЕРХНЕГО ТАЗА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ*

* Работа выполнена при финансовой поддержке фонда «Герда Хенкель Штифтунг», Дюссельдорф, Германия (проект № AZ 13/V/17, «Nomaden der Taiga: Ethnoarchäologische Forschungen bei den Selkupen, einer der letzten mobilen Jäger-Fischer-Gemeinschaften in Sibirien»).

 

До настоящего времени бассейн реки Таз продолжает оставаться малоизученным в археологическом отношении ареалом. Связано это отнюдь не со слабой заселенностью территории в древности, а с труднодоступностью региона для исследований. В верховьях реки находятся недавно открытые памятники нового времени (поселения и могильники), которые относятся к северным селькупам. Рядом с ними расположены современные стойбища, где проживают коллективы селькупских охотников, рыболовов и оленеводов, сохранившие многие архаичные черты культуры и быта. Все это открывает широкие возможности для корреляции археологических и этнографических данных.

Учитывая существенную вариативность материальной культуры у территориально-родовых групп северных селькупов, большое количество особенных черт, обусловленных давними контактами с соседними народами (кетами, хантами, эвенками, ненцами), заметное изменение традиций в ходе нескольких веков проживания на данной территории, имеющихся на сегодняшний момент этнографических данных явно недостаточно для осуществления полноценного этноархеологического анализа [Адаев, 2014. С. 124-132].

Некоторая начальная база этноархеологических исследований была заложена археологом А.В. Кенигом, который занимался составлением и анализом схем нескольких сезонных поселений селькупов [Кениг, 2010]. О существовании археологических объектов, которые соотносятся с тазовскими селькупами, стало известно лишь в 1998 г. [Сумин, 2012]. В 2013 г. продолжением данных работ стали этноархеологические исследования под руководством О.Е. Пошехоновой, в процессе которых параллельно велись раскопки археологических объектов и сбор полевой этнографической информации среди местного населения, при этом сведения, полученные из разных источников эффективно взаимодополняли друг друга. В результате были получены уникальные материалы по погребальной обрядности, материальной и духовной культуре верхнетазовских селькупов XVII–XIX вв. [Пошехонова, 2015. С. 200-202; Пошехонова и др., 2015. С. 165-174.]. В августе 2016 г. состоялся второй полевой сезон в рамках совместного российско-германского научного проекта с участием немецких археологов, археоботаников и геоморфологов. Кроме продолжения раскопок в районе п. Кикки-Акки, археолого-этнографическими группами были осуществлены выезды на притоки р. Таз, Коралька и Покалька, в ходе которых было зафиксировано и описано несколько десятков различных этнографических и археологических объектов.

В 2017 г. это перспективное международное сотрудничество было поддержано научным грантом немецкого фонда мультидисциплинарных исследований «Герда Хенкель Штифтунг». В методологическом отношении проект охватывает сферы археологии, этнографии, физической антропологии, изотопного анализа, археоботаники, дендрохронологии и датировки АМС. Исследование сфокусировано на следующих вопросах: 1) организация хозяйства и системы сезонных поселений; 2) миграция, этническая идентичность и модификация культуры в системе общих взаимосвязей; 3) роль оленеводства и формы его организации в связке с промысловым хозяйственным комплексом; 4) можно ли проследить форму хозяйства, устройство поселений, жилищ, систем жизнеобеспечения и т.д. северных селькупов в древности по археологическим данным.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Адаев В.Н. Селькупы Верхнего Таза: межкультурные связи и пути сообщения с населением соседних речных бассейнов в XVIII–XX вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2014. – Вып. 4. – С. 124-132.
  2. Кениг А. В. Этноархеология как метод археологических реконструкций (на примере тазовских селькупов). – Екатеринбург-Ханты-Мансийск: Изд-во АМБ. 2010. – 128 с.
  3. Пошехонова О.Е. Новые данные о верхнетазовских селькупах XVII – XIX веков // IV Северный археологический конгресс: материалы. 19-23 октября 2015 г. – Екатеринбург: Ин-т истории и археологии Ур О РАН, 2015. – С. 200-202.
  4. Пошехонова О.Е., Афонин А.С., Кисагулов А.В., Гимранов Д.О., Некрасов А.Е., Якимов С.А. Якимов С.А., Якимов А.С., Баженов А.И. Некоторые элементы погребального обряда северных селькупов по данным палеоэкологических исследований // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2015. – Вып. 4 (31). – С. 165-174.
  5. Сумин В.В. Отчет об археологических работах, проведенных в Красноселькупском районе в 1998 году. – Екатеринбург, 2012.

Электронные версии печатных документов

(скачать)