МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Алеутские (Унанган) погребальные практики: новые данные о бытовании традиционного погребального обряда, считавшегося искорененным под Российско /Американским контролем.

Б. Фролик, Д. Хант

1,2 Национальный музей естественной истории Смитсоновского института, Вашингтон, США.

(1frohlich@si.edu; 2huntd@si.edu)

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ АЛЕУТОВ (УНАНГАН): НОВЫЕ ДАННЫЕ О БЫТОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ, СЧИТАВШИХСЯ ИСКОРЕНЕННЫМИ ПОД РОССИЙСКО/АМЕРИКАНСКИМ КОНТРОЛЕМ

В 1874 г. капитан Хенниг вывез 12 экземпляров мумифицированных останков человека, обнаруженных им в "Теплой пещере" на одном из островов Алеутской гряды – острове Кагамил.    В 1936, 1937 и 1938 гг. Алеш Хрдличка вывез еще несколько мумий из той же пещеры. И, наконец, Уильям Лафлин посетил Теплую пещеру в 1948 г. и нашел ее пустой. Большая часть этих коллекций останков из пещеры острова Кагамил сегодня хранится в Национальном музее естественной истории Смитсониевского Института в Вашингтоне.

Алеуты (унанган) проживали на островах Алеутской гряды в течение примерно 9000 лет. Ко времени "открытия" Витусом Берингом их численность составляла около 20000 человек, успешно адаптированных к чрезвычайно суровым субарктическим условиям.   Судя по данным недавних исследований, унанганы смогли достичь уровня продолжительности жизни, существенно превышающего соответствующие показатели для их современников в арктических и субарктических регионах северной Америки. Тем не менее, вскоре после их "открытия" в 1741 г. усилившиеся междоусобные конфликты, массовый геноцид, и привнесенные инфекции (включая оспу, проказу и венерические болезни) привели к сокращению численности унанганов до менее чем 2000 человек.

Погребальные обряды, включая мумификацию, практиковались унанганами в течение сотен или, возможно, тысяч лет до прибытия на острова Витуса Беринга в 1741 г. Считалось, что такая практика прекратилась после появления на островах русских факторий, постоянных поселений, "Русско-Американской компании" и, особенно, прихода русской православной церкви. Однако, проведенные нами исследования человеческих останков с Алеутских островов показывают, что традиционные Алеутские погребальные обряды практиковались вплоть до 1920-х годов. Наши исследования показывают, что некоторые из мумий, вывезенных Хрдличкой в 1936 г. были помещены в "Теплую пещеру" уже после того, как ее посетил Хенниг в 1874 г. Одна из таких мумий представляет собой 'ранец' с младенцем превосходной сохранности. Она безусловно не была бы пропущена Хеннигом, если бы находилась в пещере во время ее посещения его экспедицией.

Использование этих пещер для совершения традиционных погребальных обрядов уже после прибытия русских, и установления русско-американского управления, противоречит историческим сведениям о том, что практика традиционных погребальных обрядов была полностью искоренена. Таким образом, по крайней мере, часть алеутов не приняла навязываемых русскими и американцами культурных и религиозных ограничений и сохранила традиционные ритуалы подготовки своих умерших к переходу в иной мир.

Электронные версии печатных документов

(скачать)