МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Древнеэскимосское искусство Чукотки: перспективы изучения.

М.М. Бронштейн

Государственный музей Востока, Москва

(bronmi@list.ru)

ДРЕВНЕЭСКИМОССКОЕ ИСКУССТВО ЧУКОТКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

Произведения древнеэскимосского искусства, обнаруженные на побережьях Чукотки, представленные преимущественно, изделиями из моржового клыка (охотничье снаряжение, украшения, ритуальная скульптура), являются объектами научного анализа на протяжении, как минимум, 70 лет. В 1940–1980-е гг. большой вклад в их изучение внесли С.И. Руденко, С.А. Арутюнов, Д.А. Сергеев, Н.Н. Диков. С 1990-х гг. такую работу продолжают ученики этих выдающихся исследователей. Крупные коллекции древнеэскимосских художественных изделий есть в настоящее время в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии, в Москве в Государственном музее Востока, в Анадыре в Музейном центре «Наследие Чукотки», в музеях и исследовательских центрах Магадана.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что мы располагаем достаточно обширными сведениями о древнем искусстве эскимосов Чукотки. Осуществлена привязка большинства введенных в научный оборот произведений к археологическим культурам и хронологическим периодам. Существует типология основных разновидностей графического орнамента морских зверобоев Древней Чукотки, описаны основные типы созданных ими скульптурных (объемных) изображений. Имеются представления о том, какими инструментами работали древние резчики по кости, какие приемы использовали для создания художественных образов. Вместе с тем, на многие вопросы о возникновении и эволюции рассматриваемого историко-художественного феномена, о его роли в жизни древнеэскимосского социума, о месте, которое занимало искусство древних эскимосов Чукотки в культуре других народов, обитавших в далеком прошлом на стыке Азии и Америки, у современной науки ответов практически нет.

В будущем археологические раскопки дадут, безусловно, новые фактические данные, анализ которых позволит сделать следующие шаги в познании яркой изобразительной традиции, существовавшей в I тыс. н.э. у предков нынешних азиатских эскимосов и береговых чукчей. Однако, с моей точки зрения, даже в наши дни можно существенно продвинуться вперед в изучении древнеэскимосского искусства Чукотки. Необходимо, в первую очередь, создать доступный для самого широкого круга исследователей максимально полный свод обнаруженных в ходе раскопок артефактов. Для его создания потребуются, разумеется, усилия специалистов из разных ареалов нашей страны, потребуется решить немало других сложных задач, но если такой корпус источников возникнет, это окажет науке неоценимую помощь. Мне представляется также весьма важным сотрудничество с нашими зарубежными коллегами, поскольку  изучение древних художественных изделий, найденных на берегах Чукотки, невозможно без их сравнительного анализа с произведениями древнего искусства Аляски. Весьма перспективным для изучения истоков древнеэскимосского искусства является его сопоставление с неолитическим искусством Приамурья и Приморья. Высказанное впервые С.А. Арутюновым в 1960-х гг. это предложение остается по-прежнему  актуальным.  

Электронные версии печатных документов

(скачать)