МЕНЮ

Международная научная конференция "Археология Арктики"
19-23 ноября 2017 года
г. Салехард

Материалы по ненецким святилищам в собраниях Российского этнографического музея.

И.А. Карапетова

Российский этнографический музей, Санкт-Петербург

(karapetovaia@yandex.ru)

МАТЕРИАЛЫ ПО НЕНЕЦКИМ СВЯТИЛИЩАМ В СОБРАНИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Среди объектов этнокультурного наследия, хранящихся в Российском этнографическом музее, особое место занимают материалы, относящиеся к традиционным верованиям ненцев.  Прежде всего, это культовые предметы, привезенные в конце ХIХ – начале ХХ вв. с ненецких святилищ о-ва Колгуев, п-ова Канин, Большеземельской тундры, о-ва Вайгач, п-ов Ямал, Гыдан и района Обской губы. Дополнением к вещевой коллекции являются фотографии священных мест, отснятые в начале – первой трети ХХ в. в районе Обской губы и на Гыданском полуострове, а также описания, сделанные собирателями.

Почитание мест, наделенных особой сакральной силой, характерно для людей, ориентированных на традиционное мировоззрение и связано с представлением о бинарной структуре мира. Окружающее пространство делилось на свое – освоенное человеком, и мир иной реальности – мир духов. Отношение к природе, земле включало в себя сложную систему взаимосвязи и взаимозависимости между миром людей, природной средой и миром мифологических персонажей, диалог между которыми осуществлялся посредством ритуала. Сакральная топография священных мест ненцев, демонстрирует общие признаки. Все они расположены на возвышенностях или на высоких берегах рек, особо значимые святилища - на удаленных местах: островах Вайгач, Белый, или мысах – «краях земли», как, например, мыс Хаэн-Сале на северной оконечности Ямала, где проходила символическая граница между мирами. Следует отметить, что значимые ненецкие святилища находятся на местах археологических памятников – святилищ или древних поселений [Хлобыстин, 1999. С. 124-135; Чернецов, 2014. С. 236-237], что свидетельствует, с одной стороны, о преемственности культурных традиций на Европейском Севере и севере Западной Сибири, а с другой – о том, что базовые составляющие религиозных идей консервативны и универсальны. Самая многочисленная группа предметов, хранящихся в РЭМ, представлена деревянными фигурами сядаев – стражей святилищ. Это антропоморфные фигуры с заостренной головой и лицом, которое образовано 2 срезами. Зарубками обозначены глаза, рот и нос. Подобные фигуры находились на всех ненецких святилищах. Наиболее интересная часть сакральных предметов, хранящихся в РЭМ, была привезена с известных общененецких мольбищ, расположенных на о-ве Вайгач – (нен. Хэхэ нго. – священный остров) и главном святилище ямальских ненцев Сии'в Мя (Семь чумов), находящемся на северной оконечности Ямала – мысе Хаэн-Сале (Мысе Духов) – это изображения духов-хозяев места. Со святилища «Семь чумов», считавшегося домом духов семи главных родов ямальских ненцев, Б. Житковым было привезено деревянное изображение хозяйки места – Ямал-Хада. Похожая фигура и в настоящее время находится на этом святилище. Второе изображение – Пясидай  хэхэ – стояло на родовом  святилище, на берегу реки Пясида на Ямале, оно  являлось  духом - хранителем территории, прилегающей к устью реки. Здесь находилось священное место ненецкого рода Яптик. Фигура сама по себе очень необычна, она имеет крупную, очень выразительную голову, вытянутое изогнутое и заостряющееся к концу тело разделено семью секциями-рёбрами. В небольшой коллекции, собранной на Вайгаче в 1897 г. и переданной музею художником Борисовым, стоит особо выделить семиголовую, довольно необычную по форме фигуру (сохранилось только 5 голов). Она интересна тем, что совпадает с описанием фигуры Вэсако – главного духа-хозяина святилища, находившегося на мысе Болванский нос, уничтоженного архимандритом Вениамином в 1826 г. [Вениамин, архимандрит, 1855. С. 65]. Вторая фигура, вернее голова сядая (сама фигура не сохранилась), поразительно напоминает голову менквов – остроголовых стражей, устанавливавшихся на хантыйских святилищах. Все изображения, судя по состоянию дерева, старые. Кроме того, собирателями были доставлены с культовых мест черепа белых медведей и оленей, большое количество ломаных металлических предметов и камни необычной формы – все то, что являлось неотъемлемой частью и структурно образующими элементами сакрального пространства.

Священные места и весь комплекс представлений с ними связанный, не только ярко отражает особенности мировоззрения ненцев, но и восходит к реалиям далекого прошлого, что подтверждается и археологическими памятниками, обнаруженными на территории проживания ненцев.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские // Вестник ИРГО, 1855. – Ч. 14. – С. 19-82.

Хлобыстин Л.П. Древние святилища острова Вайгач // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики / Ред. П.В. Боярский. – М.: Изд. НИИ Культуры, 1990. – С. 120-135.

Чернецов В.Н. Сообщение о раскопках на сев. оконечности п-ова Ямал в 1929 г.// Археология Арктики. Вып. 2. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая пресса», 2014. – С. 233-239.

Электронные версии печатных документов

(скачать)